Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
1 Социально-психологическая природа и историческая обусловленность самодурства представителей купечества в пьесах
А.Н. Островского………………………………………………………………… 5
1.1 Эволюция подхода к изображению купеческого сословия на протяжении периода творчества А.Н. Островского……………………………. 5
1.2 Самодурство как социально-психологический феномен…………...11
1.3 Своеобразие психологизма А.Н. Островского в создании образов самодуров ………………………………………………………………………. 14
Выводы по 1 главе………………………………………………………... 21
2 Типология и эволюция самодурства представителей купечества в пьесах «Банкрут» («Свои люди – сочтемся!»), «В чужом пиру похмелье», «Гроза» …………………………………………………………………………. 24
2.1 Тип самодурства в пьесе «Банкрут» ………………………………… 24
2.2 Тип самодурства в пьесе «В чужом пиру похмелье» ……………… 26
2.3 Тип самодурства в пьесе «Гроза» …………………………………… 28
Выводы по 2 главе………………………………………………………... 30
Заключение ……………………………………………………………… 32
Список литературы и источников………………………………………. 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена отсутствием единообразия в подходах к пониманию сущности феномена «самодурства» в литературоведении. В настоящее время актуально исследование того или иного феномена в индивидуальных авторских художественных системах на материале конкретных литературных произведений. Несмотря на интерес исследователей к творчеству А.Н. Островского, приемы и способы создания им художественных образов остаются недостаточно изученными.
Объектом данного исследования является самодурство как социально-психологический феномен в творчестве А.Н. Островского. Предметом исследования являются типология и эволюция самодурства представителей купечества в пьесах «Банкрут», «В чужом пиру похмелье», «Гроза».
Цель исследования – выявление особенностей типологии и эволюции самодурства в пьесах «Банкрут», «В чужом пиру похмелье», «Гроза».
Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) рассмотреть эволюцию подхода к изображению купеческого сословия на протяжении периода творчества А.Н. Островского;
2) охарактеризовать самодурство как социально-психологический феномен;
3) проанализировать своеобразие психологизма А.Н. Островского, нашедшее отражение в создании образов самодуров;
4) провести анализ типологии и эволюции самодурства на материале пьес «Банкрут», «В чужом пиру похмелье», «Гроза»
Практическая значимость работы обусловлена представлением в ней контекстуального анализа типологии и эволюции самодурства представителей купечества в пьесах А.Н. Островского.
Материалом исследования являются пьесы А.Н. Островского «Банкрут» («Свои люди – сочтемся!»), «В чужом пиру похмелье», «Гроза».
Методологическую основу работы составляют научные труды В.П. Бойко, С.Г. Бочарова, Ю.М. Лотмана, Н.Н. Скатова, А.П. Скафтымова, К.Г. Хрумкина и других исследователей.
В работе использовались следующие методы исследования: сравнительный, системный, теоретический, контекстуальный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы. В данной главе анализируется социально-психологическая природа и историческая обусловленность самодурства представителей купечества в пьесах А.Н. Островского. Во второй главе проанализированы типология и эволюция самодурства на материале пьес «Банкрут», «В чужом пиру похмелье», «Гроза». В заключении подведены итоги проведенного исследования.
1 Социально-психологическая природа и историческая обусловленность самодурства представителей купечества в пьесах А.Н. Островского
1.1 Эволюция подхода к изображению купеческого сословия на протяжении периода творчества А.Н. Островского
Великий русский драматург Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье – районе проживания мелкого и среднего московского купечества, как правило, выходцев из недавних крестьян или мещан. Отец А.Н. Островского был духовного звания, но поступил на гражданскую службу и получил позднее дворянское достоинство. После отставки он стал присяжным стряпчим (адвокатом) и добился успеха в своем деле. Данные факты биографии стали весьма значимыми в творческой судьбе А.Н. Островского. Еще в гимназии он увлекался литературным творчеством, а в университетские годы стал страстным театралом, поклонником великих русских актеров П.С. Мочалова и М.С. Щепкина.
По мнению В.П. Бойко, творческий путь А.Н. Островского можно разделить на четыре периода. Первый период (1849-1851гг.) обусловлен влиянием «натуральной школы», основным принципом которой было изображение всей правды жизни тех слоев населения, которые раньше не рассматривались писателями в качестве объекта исследования. Это было продолжением гоголевской традиции в отечественной литературе.
В это время выходит в свет комедия «Свои люди – сочтемся!». Рисуя экзотический быт замкнутого купеческого мира, А.Н. Островский при этом отражает перемены и тенденции общероссийской жизни.
Сюжетная линия комедии разворачивается вокруг двух главных фигур – крупного торговца Самсона Силыча Большова и его приказчика Лазаря Подхалюзина. Купец желает уйти на покой, приумножив свой капитал за счет ложного банкротства, а право на свою собственность передать верному и льстивому приказчику Подхалюзину. Торговля, по их мнению, не приносит должного дохода, несмотря на ловкость приказчиков и обилие товаров, и в голову Большова приходит мысль переписать свое имущество на приказчика, а самому сесть на некоторое время в долговую тюрьму. Однако дело поворачивается так, что полным хозяином положения становится бывший приказчик, который женится на дочери купца и нисколько не заботится о дальнейшей судьбе своего тестя.
Пьеса «Свои люди – сочтемся!» – это объективная картина общества перед буржуазными реформами, целый мир противоречий между отцами и детьми, между ролями мужчин и женщин, которые они разыгрывали в купеческой среде.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Агиенко JI.A. Подтекст в современной английской драме / Л.А. Агиенко // Изучение стиля художественного текста. – Смоленск, 1987. – 205 с.
2. Бойко В.П. Русское купечество в пьесах А.Н. Островского и в статьях его критиков / В.П. Бойко // Вестник Томского государственного университета. История. –2017. – № 48. – С.6-12.
3. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького / C. Г. Бочаров // Социалистический реализм и классическое наследие (проблема характера). – М.: Издательство художественной литературы, 1960. – С. 89-211.
4. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. – Л.: Художественная литература, 1977. – 448 с.
5. Григорьев Ап. Воспоминания Ап Григорьев. – Л: Наука, 1980. – 522 с.
6. Добролюбов Н.А., Писарев Д.И. Избранное. – М: РОССПЭН, 2010. – 414 с.
7. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. – М.: Флинта, 2008. – 248 с.
8. Есин А. Б. Психологизм / А. Б. Есин // Русская словесность. –1996. – № 1. – С. 73-80.
9. Иезуитов А. Проблема психологизма в эстетике и литературе / А. Иезуитов // Проблемы психологизма в советской литературе; под ред. В. А. Ковалева и А. И. Павловского. – Л.: Наука, 1970. – С. 39-57.
10. Кабалина О.И. Функциональная специфика имплицитности в текстах юмористического жанра на немецком языке / О.И. Кабалина // Филологические науки. Вопросы теории и практики.2020. Том 13, выпуск 8. С.173-178.
11. Компанеец В. В. Художественный психологизм как проблема исследования / В.В. Компанеец // Русская литература. – 1974. – № 1. – С. 46-60.
12. Лотман Ю. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М. – Л.: Изд-во АН СССР. 1961. – 205 с.
13. Островский А. Н. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 10. – М.: Гос. изд-во худ. литературы. 1960. – 329 с.
14. Островский А.Н. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: ТЕРРА, 1999.
15. Походня С. И. Языковые средства и виды реализации иронии. – Киев, 1989. – 149 с.
16. Русские писатели: биобиблиографический словарь: в 2 т. Том 2 / под ред. П.А. Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 495 с.
17. Скатов Н. Н. Сочинения: в 4 т. Т. 4. Статьи и очерки. – СПб: Наука, 2001. – 299 с.
18. Скафтымов А. П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого / Александр Павлович Скафтымов // Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках; сост. Е. И. Покусаева. – М.: Художественная литература, 1972. – С. 134-164.
19. Скафтымов А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого / Александр Павлович Скафтымов // Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. – М.: Художественная литература, 1972. – С. 165-181.
20. Скафтымов А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого / Александр Павлович Скафтымов // Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. – М.: Художественная литература, 1972. – С. 165-181.
21. Хрумкин К.Г. Купечество и мещанство / К.Г. Хрумкин // Историческая психология и социология истории. – 2009. – №1. – С.74-91.
22. Чернышевский Н. Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого / Н. Г. Чернышевский // Л. Н. Толстой в русской критике: сб. ст.; вступ. ст. и примечания С. П. Бычкова. – М.: Гос. изд-во худож. литературы, 1952. – С. 91-105.